КОНЦЕПЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО
КОМПЛЕКСА
Введение
Развитие
физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики
государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов,
ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей,
удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала
и повышения качества жизни россиян.
За последние
годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта
в Российской Федерации. В первую очередь это связано с улучшением
материально-технической, нормативно-правовой, организационной,
научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного
движения.
В стране
функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую
культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий
и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой
и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности
населения страны.
Российские
спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных
соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все
более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.
Вместе с тем,
исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое
развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан,
ведущих активный и здоровый образ жизни.
В
соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской
Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения,
систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна
достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%.
Для решения этой
задачи требуется создание современной и эффективной государственной системы физического
воспитания населения. Её системообразующим элементом призван
стать Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс).
Концепция
Комплекса разработана в соответствии с поручением Президента Российской
Федерации от 4 апреля 2013 года Пр-756, п. 1а:
«Разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской
Федерации по развитию физической культуры и спорта Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс – программную и нормативную основу физического
воспитания граждан, предусматривающую требования к их физической
подготовленности и соответствующие нормативы с учетом групп здоровья». Концепция
определяет цель, задачи, принципы, структуру, содержание, обеспечение
функционирования и механизмы реализации Комплекса.
Комплекс направлен на
реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта,
формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим
занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц
старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической
подготовленности граждан Российской Федерации.
Внедрение Комплекса, Единой
всероссийской спортивной классификации (далее – ЕВСК), Единого календарного
плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий (далее – ЕКП), федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) по физической культуре позволит создать эффективную
государственную систему
физического воспитания населения и развития спорта высших достижений.
1. Цель, задачи и
принципы реализации Комплекса
Цель
Комплекса – повышение эффективности использования возможностей физической
культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении
здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном
и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом
самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости
вести здоровый, спортивный образ жизни.
Задачи Комплекса:
- увеличение доли граждан, систематически
занимающихся физической культурой и спортом;
-
повышение уровня физической подготовленности, качества и
продолжительности жизни граждан;
- формирование у граждан
осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и
спортом, самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
- повышение общего уровня
знаний граждан о средствах, методах и формах организации самостоятельных
занятий, в том числе с использованием современных информационных и
интернет–технологий;
- создание единой системы
непрерывного физического воспитания граждан и оценки их физической
подготовленности на основе федеральной базы данных о физическом состоянии
основных групп населения;
-
модернизация системы физического воспитания и развития
массового школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в
том числе путем расширения сети спортивных клубов;
- активизация деятельности по
организации физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах, по месту
учебы и жительства, в местах массового отдыха и семейного досуга граждан, улучшение
качества и расширение перечня предлагаемых населению физкультурно-спортивных
услуг;
- создание современной
материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, увеличение
количества объектов спорта, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и
оборудованием мест занятий физической культурой;
-
развитие современных видов спорта и
физкультурно-оздоровительных систем, учитывающих интересы детей, подростков и
молодежи;
-
создание на федеральном уровне системы мониторинга физической
подготовленности граждан.
В содержание и
реализацию Комплекса заложены основные принципы:
- руководящей
и контролирующей роли государства;
- оптимального
сочетания оздоровительной и спортивной направленностей;
-
личностно-ориентированной
направленности;
-
сознательности и
активности;
-
добровольности и
доступности;
-
непрерывности и
преемственности;
-
вариативности и
адаптируемости;
-
комплексности оценок и
научной обоснованности;
- учёта
состояния здоровья и обязательности медицинского контроля;
-
учёта региональных и национальных
особенностей.
2.
Структура и содержание Комплекса
Комплекс
состоит из двух частей:
-
первая часть
(нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической
подготовленности, гармоничного развития физических качеств и двигательных
навыков, оценку знаний, умений, навыков и требований к недельному двигательному
режиму всех категорий и групп населения;
-
вторая часть
(спортивная) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям
спортом с учётом возрастных групп Комплекса с целью продления спортивного
долголетия, выполнения разрядных нормативов и получения спортивных званий. Состоит
из разрядных требований для различных видов многоборий и видов испытаний
(тестов), входящих в Комплекс, а также разрядных требований других видов
спорта, входящих в ЕВСК и Всероссийский реестр видов спорта и применяемых в
качестве поощрения для получения золотого знака в соответствии с Положением о
Комплексе. Предусматривает выполнение нормативов Комплекса участниками всех
этапов всероссийских соревнований, включённых в ЕКП межрегиональных,
всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий, в программы которых входят виды испытаний (тесты) Комплекса, в том
числе Всероссийских спортивных
соревнований школьников «Президентские состязания».
Структура
Комплекса включает следующие ступени[1]:
I
ступень «Играй и двигайся»: 6–8 лет (1–2 классы)
II
ступень «Стартуют все»: 9–10 лет (3–4 классы)
III
ступень «Смелые и ловкие»: 11–12 лет (5–6 классы)
IV
ступень «Олимпийские надежды»: 13–15 лет (7–9 классы)
V
ступень «Сила и грация»: 16–17 лет (10–11 классы)
VI
ступень «Физическое совершенство»: 18–30 лет
VII
ступень «Радость в движении»: 31–40 лет
VIII
ступень «Бодрость и здоровье»: 41–50 лет
IX ступень
«Здоровое долголетие»: 51–55 лет и старше.
Испытания
(тесты) Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития
основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации,
гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками. Виды
испытаний учитывают профессиональные, возрастные и половые особенности
занимающихся физической культурой и спортом.
Виды
испытаний Комплекса
1.
Челночный бег 3х10 м – характеристика развития быстроты
и координационных способностей.
2.
Бег 30, 60, 100 м – определение развития скоростных
возможностей.
3.
Бег 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 м – определение
развития выносливости.
4.
Прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега
– определение скоростно-силовых возможностей.
5.
Подтягивание на низкой (из виса лёжа) перекладине
и высокой (из виса) перекладине, рывок гири, сгибание и разгибание рук в упоре
лёжа, поднимание туловища из положения лёжа на спине – определение развития
силы и силовой выносливости.
6.
Наклон вперёд из положения стоя на полу или на гимнастической
скамье – уровень развития гибкости.
7.
Метание мяча в цель или спортивного снаряда на
дальность – овладение прикладным навыком и характеристика развития
координационных способностей.
8.
Плавание 10, 15, 25, 50 м – овладение прикладным
навыком.
9.
Бег на лыжах (либо кросс по пересечённой
местности для бесснежных районов) 1, 2, 3, 5 км – овладение прикладным навыком.
10. Стрельба
из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения
стоя – овладение прикладным навыком.
11. Турпоход
– овладение прикладными навыками.
Условия подготовки и выполнения норм Комплекса
Исходя
из разнообразия природно-климатических, материально-технических и иных условий
в субъектах Российской Федерации предусматривается возможность дополнительного включения
в Комплекс на региональном уровне 2–3 видов испытаний и видов спорта, включая национальные,
а также наиболее популярные в молодёжной среде виды спорта после утверждения
Минспортом России.
К
выполнению нормативов Комплекса допускаются лица, относящиеся к различным
группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом и имеющие справку установленного
образца о допуске к занятиям физической культурой, выданную на основании
результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Лица, отнесённые по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе, допускаются к подготовке
и выполнению
нормативов в отдельных[2] видах испытаний Комплекса.
Для получения
знаков Комплекса необходимо выполнить
нормативы по видам испытаний в соответствии с требованиями ступеней.
Комплекс предусматривает два уровня трудности
(золотой и серебряный знаки). На основании данных мониторинга на первом этапе
реализации Комплекса, по решению Минспорта России, возможно введение третьего
уровня трудности (бронзовый знак).
В
целях системной подготовки к выполнению норм Комплекса предусмотрено следующее
положение: осуществлять подготовку в нечетных классах образовательных организаций
с I по III ступени Комплекса, при этом выполнение норм в этих ступенях
организуется в чётных классах, для IV и V ступеней соответственно в 9 и 11
классах, а также применять спортивную часть Комплекса, начиная с III ступени.
Для первой ступени, как вводной части Комплекса, предусмотрено нововведение,
связанное с познавательной и проектной деятельностью обучающихся.
В
рекомендациях к недельному двигательному режиму определены временные объёмы и
формы двигательной активности по каждой ступени (от 7 до 14 часов):
–
утренняя гимнастика;
–
обязательные учебные занятия в образовательных организациях;
–
двигательно-активные виды деятельности в процессе учебного и трудового дня;
–
организованные занятия в спортивных секциях, кружках по видам спорта, в группах
здоровья и ОФП, участие в соревнованиях;
–
самостоятельные занятия физической культурой и другие виды двигательной
активности, включая спортивно-оздоровительные мероприятия в каникулярное время.
3. Этапы внедрения
Комплекса
Основные
этапы внедрения Комплекса
1. Первый
этап (организационно-экспериментальный) – август 2013 – декабрь 2014 года:
Проведение
эксперимента в субъектах Российской Федерации. Доработка проекта Комплекса в
ходе научно-исследовательской работы, создание нормативно-правовой, организационно-управленческой
и материально-финансовой базы, информационно-пропагандистское и научно-методическое
обеспечение внедрения Комплекса.
2. Второй
этап (апробационный) – сентябрь 2014 – август 2015 года:
Внедрение
Комплекса в образовательных организациях и трудовых коллективах. Апробация видов
испытаний и норм, определяющих уровень физической подготовленности населения.
Внесение необходимых корректив в нормативно-правовые документы, разработка
организационно-управленческих моделей, подготовка материально-технической базы.
Разработка и апробация различных схем организационной работы по внедрению
Комплекса на всех уровнях – от федерального до муниципального и локального.
3. Третий
этап (внедренческий) – сентябрь 2015 – декабрь 2016 года:
Внедрение
Комплекса во всех образовательных организациях. Продолжение апробации Комплекса
в субъектах Российской Федерации, среди трудящихся и лиц пожилого возраста.
4. Четвертый
этап (реализационный) – с января 2017 года:
Внедрение Комплекса среди всех
категорий и групп населения страны.
4.
Структура управления и ресурсное обеспечение Комплекса
Непосредственное руководство разработкой
и внедрением Комплекса осуществляет Минспорт России, на местах – органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
Организацию процесса внедрения Комплекса
выполняют федеральный и региональные операторы по соответствующему Положению,
утвержденному Минспортом России.
Реализация Комплекса осуществляется при участии
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, юридических и физических лиц, общественных
организаций и объединений граждан. Для осуществления общего руководства
целесообразно создать правительственную комиссию по Всероссийскому
физкультурно-спортивному комплексу.
Участие
в организации работы по внедрению Комплекса принимают: общероссийские общественно-государственные организации
и физкультурно-спортивные общества; общероссийские федерации по видам спорта и
спортивные клубы; профсоюзные организации во взаимодействии с Российским союзом
промышленников и предпринимателей.
Выполнение
нормативов военнослужащими осуществляется в соответствии с Наставлениями
(Руководствами) по физической подготовке и Военно-спортивным комплексом. В иных
силовых ведомствах выполнение нормативов осуществляется в аналогичном порядке.
Физкультурно-спортивные сооружения
страны являются базой для подготовки и выполнения нормативов Комплекса
гражданами Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение апробации,
внедрения и реализации Комплекса осуществляется в установленном порядке из бюджетных
и внебюджетных источников финансирования на основе соответствующего
финансово-экономического обоснования. Непосредственная подготовка к выполнению
норм Комплекса для обучающихся должна быть бесплатной.
5. Обеспечение
функционирования Комплекса
Научное,
методическое, кадровое, информационно-пропагандистское, нормативно-правовое и
медицинское обеспечение Комплекса предполагают:
-
привлечение к
научному обеспечению реализации Комплекса научные и образовательные организации
Минспорта России, Минобрнауки России, Минздрава России, Российской академии
наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии образования;
-
организацию
мониторинга параметров, составляющих основу Комплекса;
-
разработку
рекомендаций для различных категорий и групп населения по подготовке и выполнению
нормативов Комплекса;
-
обобщение и
распространение передового опыта по внедрению Комплекса в субъектах Российской
Федерации, муниципальных образованиях и спортивных клубах, в том числе школьных
и студенческих;
-
подготовку,
переподготовка и повышение квалификации кадров, в том числе
общественных кадров (волонтёров) для работы с населением по внедрению
Комплекса;
-
разработку
эффективной системы мер, направленных на пропаганду Комплекса, включающих
широкое информирование населения о Комплексе, а также осуществление образовательно-просветительской
работы и оказание практической помощи в подготовке и выполнении нормативов Комплекса
занимающимся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно;
-
обеспечение
медицинского контроля на этапах подготовки и выполнения нормативов Комплекса
при активном участии системы врачебно-физкультурных диспансеров;
-
внедрение в
практику работы физкультурно-спортивных организаций инновационного опыта работы
по организации и развитию массового спорта по месту жительства и отдыха граждан,
на предприятиях всех форм собственности и в образовательных организациях;
- нормативно-правовое
обеспечение реализации Комплекса (принятие нормативных правовых актов различной
юридической силы);
- внесение
изменений в отраслевое законодательство, закрепление социального института
«Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс», определение его субъектов,
механизмов взаимодействия органов власти, физкультурно-спортивных,
образовательных и иных организаций, а также трудовое законодательство, законодательство
в области образования и здравоохранения.
Мотивы и стимулы
реализации Комплекса
Комплекс как социально-культурное явление
должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и
выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий
граждан.
Для
каждой социально-демографической группы граждан, а также организаторов
процессов, активно участвующих в выполнении программы Комплекса, разрабатываются
различные системы мотивации:
- система
мер награждения и поощрения граждан, успешно выполняющих нормы Комплекса на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- система мер награждения и поощрения организаторов
и активных участников внедрения Комплекса на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях;
- создание
полноценного бренда и соответствующей линии атрибутики: отличительные знаки, браслеты,
экипировка, сувениры, технические средства, электронные карты (клубные),
полиграфическая продукция и др.;
- проведение
всероссийских конкурсов на лучшую организацию работы среди субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, организаций и ведомств по созданию
условий для внедрения Комплекса среди различных категорий и групп населения;
- льготное
использование объектов спорта при проведении мероприятий Комплекса;
- морально-материальное
стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм Комплекса,
а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов,
бассейнов и других объектов спорта (по решению муниципальных органов власти и
собственников объектов);
- учет
сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов Комплекса
при поступлении на обучение по программам профессионального образования;
- увеличение
академической стипендии студентам, особо проявившим себя в организации,
проведении и выполнении нормативов Комплекса;
- предоставление
дополнительных дней к отпуску, премий по месту работы (по решению работодателя);
- организация
мастер-классов, тренировок и выполнения нормативов Комплекса с участием звезд спорта.
Заключение
Реализация
Комплекса, а также Государственных программ Российской Федерации развития физической
культуры и спорта, образования, здравоохранения, будет способствовать модернизации системы
физкультурно-спортивного движения страны, созданию эффективной
государственной системы
физического воспитания и развития массового спорта. Это позволит существенно
повысить возможности использования
средств физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны,
активном вовлечении граждан Российской Федерации в систематические занятия
физической культурой и спортом.
В результате реализации Комплекса
будут достигнуты следующие основные показатели:
- увеличение
доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с
22,5% в 2012 году до 40% в 2020
году;
-
увеличение доли граждан
Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту
трудовой деятельности, в общей численности населения, занятого в экономике, с 11%
в 2012 году до 25% в 2020 году;
-
увеличение доли
учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности учащихся и студентов с 52,7% в 2012 году до 80% к
2020 году;
-
увеличение доли
образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования,
имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве аккредитованных
государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования с 20% в 2012 году и до 60% в 2020 году;
-
доля граждан,
выполнивших нормативы и требования Комплекса, награждённых знаками Комплекса, в
общей численности населения, систематически занимающегося физической культурой
и спортом, составит к 2020 году – 20%.
[1]
В целях определения названий (девизов) и талисманов ступеней необходимо
провести Всероссийский конкурс. Также предлагается провести конкурс по названию
(девизу) самого Комплекса.
[2]
Перечень видов испытаний и их количество определяются в зависимости от
заболевания и рекомендаций врача.
Комментариев нет:
Отправить комментарий